
|
|
|
|
|
|
Подготовка туристического автомобиля
| |
|
|
|
|
|
Туристические автомобили - это автомобили, подготовленные для долгих автономных поездок, чаще встречается название экспедиционные автомобили или "Экспедиционники". Почему такое название не правильное - читайте в статье "Туризм и экспедиции"
Существует множество статей, в которых рассказывается о подготовке туристических автомобилей, здесь же я хочу поговорить о том, что не надо делать с туристическим автомобилем. Очень часто владелец внедорожника, попадая во внедорожную среду и видя вокруг себя различных внедорожных монстров на огромных колесах, капот которых находится там, где у нормальных машин крыша, начинает бездумно внедрять всевозможные внедорожные опции в свой внедорожник, постепенно превращая его в монстра. При этом, зачастую, такой владелец внедорожника не понимает, зачем он это делает, но упорно наращивает мощь, потому, что так делают другие; и желание обладать внедорожным монстром, "на раз" берущим любые препятствия, одерживает верх над здравым смыслом.
Но, у "строительства" внедорожника есть еще одна сторона: с каждым изменением, которое мы вносим в конструкцию автомобиля с целью улучшения его внедорожных качеств, ухудшается его надежность! Поэтому, очень важно найти ту грань, на которой следует остановиться.
Cплошь и рядом в туристических отчетах встречаются поломки различных узлов трансмиссии из-за избыточного "лифта" (подъема) автомобиля: если замена ШРУСов после соревнований или покатушек вполне допустимая плата за выигранные секунды, то ШРУС, который до начала путешествия был вполне рабочий и начал хрустеть в уже в пути, грозит к концу дороги быть сломанным.
В спорте (покатушки и внедорожные соревнования) миллиметры клиренса переводятся в секунды на финише. Как ни уговаривают себя многие, что они ездят не ради победы, а ради участия, все равно стремятся к лучшим результатам. На одной чаше весов оказывается риск сломать машину и сойти с дистанции, а на другой - время и результат. И здесь риск оправдан, ничего страшного в сломанной машине нет, ведь все соревнования и покатушки проходят в относительной близости от дома и всегда находится вариант, как решить проблему сломанной машины. В конце концов, даже стоимость эвакуатора соизмерима со стоимостью стартового взноса.
Совершенно другая картина в туризме и дальних поездках. Пройденная "засада" без помощи троса, хай-джека и сенд-траков, конечно же, экономит время, но здесь время не имеет такого значения и не влияет на результат. В туризме главное - надежность автомобиля, чтобы он мог проехать весь маршрут. Вот это и есть результат.
Давайте обратимся к примерам. Итак, первый: на автомобиль был установлен самоблокирующийся дифференциал Красикова. Конечно, это помогло двигаться этой ниве быстрее, чем некоторые другие и подсаживаться реже, но когда модернизированный узел развалился, эта нива оказалась без одного из приводов. В результате, на эвакуацию данной машины из леса было потрачено масса сил и времени: там, где все полноприводные автомобили спокойно ехали, автомобиль буксировавший эту Шеви-Ниву, постоянно подсаживался, и требовалось использовать лебедку.
Пример номер два: на автомобиль был установлен А-образный рычаг, который, по идее, должен давать увеличенный ход подвески. Результат - сначала вырванный из кузова мост, а затем и вовсе сломанный пополам мост. Машину пришлось оставить за 700 километров от дома, и возвращаться с новым мостом для нее.
Итак, готовя машину к туристическим поездкам, в первую очередь надо уделить внимание надежности автомобиля, а не проходимости. В случае, если вы где-то застрянете, ваши друзья с радостью придут вам на помощь и совместно вы преодолеете сложный участок, а вот если ваш автомобиль сломается, то запомнитесь вы другим участникам туристической поездки по тому, сколько времени было потеряно на ремонт вашего монстра, а вовсе не дружное командное преодоление препятствий!
Еще один фактор, о котором хочется сказать - это подбор машин в путешествие. Важно подобрать команду таким образом, чтобы машины по уровню подготовки были примерно одинаковые. Конечно, рекомендуется иметь один-два проходимых автомобиля, которые помогут в случае возникновения серьезных внедорожных проблем, но, надо помнить, что в большинстве случаев им будет несколько скучновато ехать с вами, ведь там, где они летят - вас надо постоянно дергать или ждать. Так же, серьезный проходимый автомобиль будет вас тормозить на асфальте, но это приемлемая плата за уверенность на бездорожье. Но вот чего не стоит делать точно, так это брать заведомо слабую машину в команду - осадок от путешествия останется у всех. Те, кто ждут и постоянно вытаскивают слабую машину будут в сердцах проклинать, отпускать острые шутки и подгонять, а слабый будет нервничать, что всех задерживает, стараться ехать быстрее и станет допускать ошибки, которые в результате будут еще больше тормозить группу.
При наличии слабой машины в группе, можно столкнуться еще с одной проблемой - это отказ от преодоления препятствия, например брода. Автомобиль, не имеющий гидроподготовки, можно конечно заглушить и перетащить через брод другим автомобилем, но если команда такого автомобиля откажется ехать в мокром салоне, то тут уже ничем не поможешь, и всей группе придется искать другой, менее сложный и, наверное, менее интересный маршрут.
Подводя итоги, предлагаю свои рекомендации по подготовке машин туристического класса. Конечно же, стоит уделить внимание удобству пользования автомобилем. Здесь фантазия безгранична: всевозможные полочки, крепления, держатели, трансформирование салона, установка дополнительного оборудования (компрессор, люста, навигаторы, инверторы и т.п.). Экспедиционный багажник, наверное, одна из самых полезных вещей, которую можно установить на автомобиль в процессе подготовки. Далее следуют защиты всего, чего только можно. Чем больше защит, тем меньше шансов остаться без узлов или агрегатов в лесу. Так же, к области защит можно отнести силовой обвес - бампера и пороги, кроме защиты, грамотно изготовленные силовые элементы позволят оперировать реечным домкратом "Хай-Джек". Лебедка позволит вам чувствовать себя уверенно в любой глуши.
Следует увеличить жесткость пружин или сделать РАЗУМНЫЙ лифт подвески, с целью компенсации проседания под нагрузкой (как правило, отправляясь в путешествие, машина загружается снаряжением по максимуму), но не более - на загруженной лифтованной машине положение подвески должно быть таким, как на стандартной пустой.
На рамных машинах можно немножко (порядка 5 см) лифтануть кузов, а на машинах с несущим кузовом, где боди-лифт недоступен, можно компенсировать подрезанием арок. Увлекаться лифовкой кузова не стоит - поднятый над рамой кузов изменяет положение центра тяжести, а если к этому добавить еще груз на крышу, то крены станут очень большой опасностью. Кроме того, основная цель лифтовки кузова - установить колеса увеличенного диаметра, где тоже надо знать меру - избыточный размер колес приводит к проблемам в виде порванных полуосей и постоянно разбитых подшипников.
Касательно типа резины, следует сильно задуматься: при наличии лебедки, резины класса A/T (All Terrain - вседорожная) более чем достаточно - в крайнем случае, недостаток "зубастости" резины с лихвой компенсируется наличием лебедки. Без лебедки тоже надо сильно думать, стоит ли ставить резину класса M/T (Mud terrain - грязевая) - при больших перегонах по асфальту, надо быть готовым к тому, что ее хватит на пару путешествий, а потом она превратится в A/T. И уж точно не стоит ставить Super-Swamper или Simex (Специализированная резина для мягких грунтов) - воспользоваться ее преимуществами у вас может и не получиться - резина сотрется, не доехав до места применения.
Не самое лучшее времяпрепровождение в туристической поездке
Постоянный адрес этой страницы в интернет: http://oav.spb.ru/cgi-bin/oav.cgi?data=garage/tur_avto.htm | |